Доброго времени суток, уважаемые беты.
Такая вот история. Недавно начала работать с новым автором. Присланный мне текст отбетила примечаниями в Word, с чистой совестью отправила автору. И в ответ мне пришло "Что за фигня? Я же просила отбетить, а не критику к моему фику писать". Как сказала мне автор, она ожидала, что я пришлю ей полностью готовый и исправленный текст. Перед этим я некоторое время была оценщиком (критиком) на одном форуме и в связи с тесным общением с авторами узнала, что многие считают, что беты должны пересылать уже проверенный текст, а не указывать на предложения, слова, ситуации и т.д., которые автор должен исправить.
Я немного не понимаю такого отношения: автор должен сам писать свой текст, сам исправлять. Бетирование - это ж не соавторство, а просто указание на места с косяками и ошибками, в редких случаях - не только объяснение, но и вариант(ы) как можно что-то исправить ( если автор уж совсем не знает). К тому же, с таким вот бетированием автор не сможет совершенствоваться.
Несомненно, иногда приходится прибегать и к такому бетированию ( просто переправить текст и отправить), но в очень редких случаях ( например, когда не успеваешь по срокам ФБ или фестиваля). Но использовать его постоянно...
Что Вы об этом думаете? И как Вы правите тексты?
P.S. Сразу уточню, что имела ввиду здесь не аффтараф, а людей, которые знают, что пишут, и следят за качеством написанного.
Такая вот история. Недавно начала работать с новым автором. Присланный мне текст отбетила примечаниями в Word, с чистой совестью отправила автору. И в ответ мне пришло "Что за фигня? Я же просила отбетить, а не критику к моему фику писать". Как сказала мне автор, она ожидала, что я пришлю ей полностью готовый и исправленный текст. Перед этим я некоторое время была оценщиком (критиком) на одном форуме и в связи с тесным общением с авторами узнала, что многие считают, что беты должны пересылать уже проверенный текст, а не указывать на предложения, слова, ситуации и т.д., которые автор должен исправить.
Я немного не понимаю такого отношения: автор должен сам писать свой текст, сам исправлять. Бетирование - это ж не соавторство, а просто указание на места с косяками и ошибками, в редких случаях - не только объяснение, но и вариант(ы) как можно что-то исправить ( если автор уж совсем не знает). К тому же, с таким вот бетированием автор не сможет совершенствоваться.
Несомненно, иногда приходится прибегать и к такому бетированию ( просто переправить текст и отправить), но в очень редких случаях ( например, когда не успеваешь по срокам ФБ или фестиваля). Но использовать его постоянно...
Что Вы об этом думаете? И как Вы правите тексты?
P.S. Сразу уточню, что имела ввиду здесь не аффтараф, а людей, которые знают, что пишут, и следят за качеством написанного.
Как автор - ненавижу, когда меня исправляют, не спрашивая. В половине случаев могу просто быть несогласна, что в помеченном предложении нужна стилистическая правка.
И тут встает вопрос: автор действительно считает, - а мы же говорим о состоявшемся авторе, - что его текст настолько хорош, что ваших помет там и быть не может? Мол, бэта как косметолог: там подретушировала, там подтерла - и вуаля! Чем-то другим это объяснить сложно. Ну или автор ожидает, что вы настолько прониклись идеей его творения и чуете, где надо исправить. Последний вариант, на мой взгляд, похож на бред, и, слава ками, мне таких авторов не попадалось.
От себя могу дать только один совет - сделайте как просит, и больше с такими авторами не связывайтесь - мы не обязаны выполнять их работу. Только вот пусть всю ответственность за полученный продукт берет на себя
CRAZY SID, CrazyJill, спасибо за информацию =)
Anuck, что его текст настолько хорош, что ваших помет там и быть не может?
В том-то и дело, что нет. Еще в начале работы она перечислила свои минусы, что "надо же бете знать, с чем придется работать" ( в основном они по стилистике были). Честно, орфография - плевое дело, ее можно и так исправить, но как исправлять некоторые фразы, суть которых с уверенностью знать не можешь?Т_т...
Ну или автор ожидает, что вы настолько прониклись идеей его творения и чуете, где надо исправить.
Это уже соавторство...
сделайте как просит, и больше с такими авторами не связывайтесь - мы не обязаны выполнять их работу
я так примерно и думала сделать. Спасибо за совет=)
Мэлис Крэш, видимо, кому как
Своих бет прошу выделять и пояснять
У меня есть свой способ работы: мне присылают текст, я выписываю все"косяки", нестыковки, повторы и предлагаю варианты замены. Затем вношу изменения, и если есть шероховатости, процедура повторяется. Работа получается долговременной, но всех, и меня, и автора, такой способ устраивает. В отредактированном тексте помечаю все изменения, вплоть до опечаток.
Почему так заморачиваюсь с внесением изменении?
Цитирую:
Во-первых, автор глубже редактора знает материал — предмет своего сочинения, тоньше разбирается во всех оттенках смысла и реже, исправляя одно, вносит искажения смыслового или иного характера.
Во-вторых, замечания редактора заставляют автора глубоко вникать в содержание своего текста, и он очень часто не только исправляет ошибку или улучшает текст благодаря подсказке редактора, но и замечает промахи и упущения, редактором не увиденные, более того, обогащает свое произведение, замечая под влиянием редакторской критики ранее скрытые возможности для этого. Новое чтение может стать импульсом продолжения творческого процесса, новых творческих достижений.
В-третьих, текст — это живой организм, и правка — хирургическая операция, с той лишь разницей, что хирург-автор проводит ее инструментарием, при котором швы будут малозаметны, а организм-текст реже отторгнет вставленные взамен других слова. Добиться того же хирургу-редактору много труднее.
В-четвертых, необходимость сделать обоснованное письменное замечание, которое заставило бы автора прислушаться к мнению редактора, обязывает последнего более глубоко анализировать текст, четко формулировать то, что его в тексте не удовлетворяет. Эта необходимость способна удержать редактора от правки поспешной и неточной.
В-пятых, от себя, автор, исправляя текст, делает это в свойственном ему стиле. Но он может не заметить какие-то моменты и опять сделать "косяки". Как все знают, свой текст после десятого прочтения становиться "идеальным" и автор уже не видит банальных опечаток.
В-шестых, от себя, не следует забывать и о том, что у каждого автора должна быть своя "Бета-правая рука", которая отлично понимает автора и думает с ним на "одной волне", иначе разногласий и недопонимания не избежать.
В заключении. Автор должен спокойно воспринимать критику. Соглашаться или нет с конкретными поправками каждый автор решает сам для себя, но он должен понимать, что не везде его неповторимый авторский почерк звучит мелодично.
Легко ли быть редактором?
читать дальше
+1. С кем-то орфографию, запятые правлю прямо в тексте, а остальное - выделяю цветом и в скобках поясняю, с кем-то все выделяю цветом и поясняю,с кем-то в режиме примечаний работала.
С одной девочкой у меня вообще все просто, переписываю процентов 40, читаю абзац и пару фраз из него своими словами – объяснить ей это невозможно, ну молоденькая она совсем, мне легче переписать, чем ее учить, короче, считаю себя ее соавтором))) не, шучу конечно, но что-то типа литературной обработки. Другая автор настолько мне доверяет, что дала пароль от своего днева, чтобы я прям там могла править, если увижу ошибку или в отбеченном тексте (ну бывает, лоханешься, пропустишь чего), или в новом (она любит сначала выложить, а бечу я уже потом и сама заливаю на страницу). Тем более, пишет она много, чуть не каждый день, и если я буду все разъяснять, я просто не успею не только другим вычитать, но и ей самой. У нее, кстати, слабое место – повторы, и она мне предоставляет право искать синонимы или переписывать фразу так, чтобы слова не повторялись
Короче, мне легче начисто, воспитание авторов – не моя задача
А я с гордостью поняла с одним автором, что она перестала делать ошибки определенного типа. Так радостно стало. Это с той, у которой все желтым цветом выделяю.
Так-то я не воспитываю и дальнейшая судьба текста меня хоть и интересует (пару раз забегаю после того, как найду, куда их выложили), но я автору голову этим не забиваю.
Лично я просто выделяю ошибки красным и отчечаю, за что и почему. В стилистике могу предложить варианты замены, если мне какое-то место не нравится, но оставлять свой вариант или принимать правку - решает автор.
А я с гордостью поняла с одним автором, что она перестала делать ошибки определенного типа
Это есть... а еще приятнее замечать, что растет уровень написания в целом...
Бета - это ведь бесплатный субподрядчик. ТЗ рулит.
Мэлис Крэш, но ведь два человека не могут абсолютно одинаково понимать канон, это просто невозможно. Приблизительно - да, но это ведь неточно. Всегда будут персонажи, которых Вы воспринимаете иначе.
Можно напишу много?
нужно=)))У меня есть свой способ работы
У меня, кстати, абсолютно такой же. SharleenTyler, спасибо за такой пост, согласилась со всеми пунктами.
Вот только кто бы это авторам сказал хДИ за статью спасибо)А я с гордостью поняла с одним автором, что она перестала делать ошибки определенного типа.
Это есть... а еще приятнее замечать, что растет уровень написания в целом...
Моя бета из меня человека сделала, потому я и придерживаюсь ее методов и активно за них борюсь.
Всем спасибо за ответы, беты и авторы разные, в следующий раз буду подбирать внимательнее=)
0_0
Но есть же и другие проблемы, а не только порядок слов. Если автор взял и пустился описывать природу, а это тут смотрится как третья нога, то Вы же без согласия автора не удалите, например, целый абзац?
Могу ещё добавить, лично я при работе с разными авторами, всегда открываю для себя новые аспекты. И не всегда только мы "воспитываем" авторов, они и нас тоже воспитывают и открывают глаза на многие вещи, о которых мы никогда бы не задумались сами. Всем успехов и терпения, и найти именно своего автора.
SharleenTyler, спасибо=)
Не всегда. Оно бывает разным.
Я поправлюсь-таки: почти что соавторство.